Чек-лист покупки автомобиля с пробегом
На что следует обращать особое внимание при покупке б/у автомобиля? Разбираемся вместе с экспертами и составляем обязательный «чек-лист», гарантирующий приобретение действительно хорошего подержанного автомобиля.
- Техническое состояние и осмотр салона
- Проверка лакокрасочного покрытия
- Двигатель, трансмиссия, ходовая
- Документы и ключи
- Оформление договора купли-продажи
Как узнать действительный пробег автомобиля?
В независимости от выбранной Вами схемы покупки: у приятеля с рук, у хорошего знакомого, на онлайн-аукционе, у неофициала или в автосалоне официального дилера нужно обратить внимание на следующие технические нюансы и проявить повышенный интерес к визуальному осмотру салона.
В первую очередь нужно проверить соответствие пробега заявленному. К сожалению, законодательно пробег скручивать в России не запрещено. Определить действительный пробег не самая простая задача, но это тоже возможно. Самый благоприятный вариант, когда автомобиль имеет прозрачную историю: был у одного владельца, есть все отметки о прохождении ТО в сервисной книжке, есть заказ-наряды с чеками о выполненных работах и автомобиль на гарантии.
Другой вариант, когда нет сервисной книжки, заказ-наряды отсутствуют и владелец не первый. В таком случае пробег нужно сопоставить со средним пробегом и возрастом автомобиля. Обычно, нормальным средним пробегом считается до 30 000 км в год. Т.е. если перед Вами десятилетний автомобиль с пробегом 60 000 км — это должно породить тень сомнения. Редко, но бывают случаи, когда действительно автомобиль мало эксплуатировался (до 5 000 км в год), например, не единственный автомобиль в семье или путь автомобиля был от дома до школы и обратно.
Косвенным признаком большого пробега является состояние салона, особенно водительского кресла. Обычно при большом пробеге оно сильно затерто, и нередко промято.
Так же необходимо обратить внимание на состояние руля, — если руль протер «до дыр» то маловероятно, что пробег на автомобиле меньше 100 000 км. Так же должен насторожить руль только что перетянутый кожей, т.е. совсем новый. Этой уловкой часто пользуются недобросовестные продавцы, так как перетянуть руль затея не самая дорогая, и, как правило, стоит от 3 до 5 тыс. рублей.
Такое же внимание к накладкам на педали: тут странным выглядит и протертые «до дыр» и совсем новые. Иногда пробег выдают нелепые случайности: к примеру, наклейки о прохождении ТО на торце двери или бирки с заменой масла, где пробег всегда написан.
Еще вариант проверки пробега — диагностическая карта о прохождении государственного осмотра. Обязательно спросите ее, т.к. без нее невозможно получить полис ОСАГО, если автомобиль старше трех лет.
Проверяем качество лакокрасочного покрытия
Очень непростой момент. Как правило, без специального измерительного прибора не обойтись. Да и с помощью прибора не всегда можно установить истинную толщину покрытия. Дело в том, что иногда после полировки или нанесения специальных покрытий (жидкое стекло и прочих) прибор будет показывать разницу.
Однако, как правило, прибору доверять можно. Так же стоит обратить внимание на однородность оттенка разных деталей. Иногда разницу видно и не вооружённым глазом.
Так же стоит внимательно посмотреть разницу стыков между деталями. Обязательно осмотреть края деталей — при покраске, как правило, часто бывают потеки, которые там не убирают. Насторожить должны следы малярного скотча на внутренних поверхностях или даже наличие такового.
Внимание к крепежным болтам: как правило видно откручивали ли их. Обычно их откручивают для замены детали, например, крыла или двери, но иногда это необходимо и для замены какой-либо иной детали. Например, доступ к моторчику омывателя иногда подразумевает снятие бампера.
Внимание на шагрень: это равномерность нанесения краски, т.е. своеобразная «волнообразность». Обычно покрасить с заводской шагренью непросто. Наличие заменённых деталей не является поводом для отказа от покупки, но является хорошим аргументом для торга. Тут нужно разделять — что меняли? Если, например, красили бампера или даже дверь, это допустимый вариант. А если крышу или стойки, то это уже серьезный повод задуматься о необходимости данной покупки. Тем более, если продавец не рассказал Вам о крашенных деталях заранее.
Посмотрите на состояние капота и переднего бампера — если они в точках от камней, то перед Вами любитель прижиматься к впереди идущему автомобилю, что косвенно подтверждает агрессивную манеру вождения, в коей нет ничего хорошего для автомобиля, так как в этом случае все узлы подвержены повышенному износу.
Если автомобиль рамный, необходимо внимательно осмотреть место нанесения VIN, — если он будет нечитаемый, то возникнут проблемы с постановкой на учёт!
Опасайтесь автомобилей в плёнке, потому что неизвестно, что под ней. Так же спорно наличие аэрографии — продать такой автомобиль как правило сложнее.
Так же стоит опасаться полностью перекрашенных автомобилей. Возможно, такой автомобиль продается после серьёзного кузовного ремонта.
Диагностируем двигатель, трансмиссию, ходовую часть
Тут тоже немало нюансов. Двигатель должен работать ровно, не дымить, легко заводиться. Никаких лампочек «Check Engine» не должно светиться на приборной панели.
Обратите внимание на цвет и запах масла. Нормальным считается масло тёмного цвета (так как работают моющие присадки) без яркого выраженного горелого запаха. Если масло кристально прозрачное, то это должно показаться странным. Такое возможно, когда масло меняют непосредственно перед Вашим приездом.
Проверьте номер двигателя согласно данным в ПТС. Сейчас замена двигателя не обязательно связана с регистрацией в ГИБДД, но согласитесь, что заменённый двигатель серьезный повод для торга.
Желательно подключить автомобиль к специальному диагностическому стенду, который покажет наличие ошибок, их историю.
Проверьте соответствие VIN на самом кузове. Он точно должно совпадать с данными в ПТС. Подвеску можно проверить при недлительном тест драйве или лучше на подъемнике.
Любые стуки, скрипы лучше отдиагностировать, т.к. ремонт подвески не самое дешевое удовольствие.
Уточните у бывшего владельца о расходе масла. Некоторые особенно турбированные автомобили очень склонны к повышенному масляному аппетиту. Конечно, не факт, что владелец скажет Вам правду, но в данном случае самый плохой вопрос — незаданный.
И кончено, Вас должна насторожить канистра масла в багажнике! Обратите внимание на тормозную систему: толщину и состояние тормозных дисков и тормозных колодок. Изношенные детали в данном случае не повод отказа от покупки, но отличный повод поторговаться за счет будущих затрат на ремонт.
Внимательно изучаем документы на машину и проверяем ключи
Очень важно не купить автомобиль, заложенный в банке. В этом случае возможно в итоге в принципе остаться и без денег, и без автомобиля. Помочь проверить чистоту документов на машину помогут специализированные интернет ресурсы.
Не стесняйтесь спросить у владельца документы о покупке автомобиля: договор купли продажи, чеки, платежки и т. д.
Если автомобиль покупался в кредит, то просите документ из банка, подтверждающий полное погашение задолженности. В противном случае, сделка может быть признана недействительной, т.к. автомобиль находится в залоге.
Внимательно изучите ПТС. Важное значение имеет оригинал или дубликат. Сейчас на дубликатах не ставится отметка, но понять, что перед вами, можно легко, посмотрев кем и когда выдан ПТС. Оригинал выдаётся таможней и датой близкой к началу эксплуатации автомобиля.
Дубликат тоже не повод для отказа от покупки, но важно понимать, почему он появился. К примеру, автомобиль имел уже такое количество владельцев, что места для записи нового не осталось. Или есть любители перевешивать красивые номера с машины на машину, — каждый раз место в ПТС минус. Самый опасный момент в дубликате — оригинал может находиться в банке под залог автомобиля. Иногда, конечно, ПТС реально теряется, но это уже повод для тщательной проверки истории автомобиля, что не всем под силу.
Ещё нюанс, при дальнейшей продаже автомобиля с дубликатом ПТС, стоимость будет ниже, чем с оригинальным. Это нужно учитывать, обговаривая финальную стоимость автомобиля.
Ознакомьтесь с сервисной книжкой, отметками о прохождении ТО, государственного осмотра, полисом ОСАГО, инструкциями на установленное дополнительное оборудование.
Обязательно уточните, где стоят секретки и как их экстренно отключить (кнопка Валет).
Убедитесь, что на автомобиле то количество ключей, которое обычно идёт с новым автомобилем. Иногда их бывает до четырёх комплектов. Убедитесь, что ключи и брелоки, которые Вам показывают именно от этого автомобиля.
Обязательно уточните о секретках на колёсах и убедитесь, что к ним есть ключ.
Как правильно оформить договор купли-продажи а/м?
Сейчас допускается оформление договора купли-продажи в простой письменной формы. Однако сотрудники ГИБДД довольно тщательно их проверяют и нередко заворачивают на исправление. Поэтому внимательно проверяйте данные с ПТС и паспортами. Сумму в договоре лучше указывать реальную, т.к. юридически в суде можно оспорить только то, что указано в договоре.
В случае покупки у официального дилера оформлением документов занимается сам дилер и тут риск ошибок минимален, т.к. оформляют профессионалы.
Важным фактом является наличие или отсутствие второго комплекта резины (колёс). На этапе покупки не всегда задумываются о факте его наличия, а это дополнительные траты в будущем.
Все вышеперечисленные пункты без проблем могут проверить приемщики отдела продаж б/у автомобилей в официальном дилерском автосалоне «Автоцентр Сити». Многолетний опыт работы с подержанными авто, высокий профессионализм и наличие необходимого для диагностики специального оборудования — залог удачной покупки!